Мойзес Кайседо перешел в «Челси» за 115 млн фунтов стерлингов (133,4 млн евро). Этот трансфер стал рекордным для АПЛ (когда один игрок из английской команды переходит в другую). А ведь не так давно «пенсионеры» потратили 127 млн евро на Энцо Фернандеса. То есть два полузащитника «Челси» стоят как неплохой европейский клуб.
Тодд Боули пришел в «Челси» меньше полутора лет назад и уже успел потратить больше одного миллиарда евро на игроков. Причем лондонцы еще не завершили плановую закупку: команде нужен новый вратарь вместо Кепы Аррисабалаги. Главный тренер «Челси» Маурсио Почеттино не отказался бы от двух нападающих. Кристофер Нкунку не успел приехать в Лондон, как получил травму и выбыл до конца 2023 года.
Сейчас ни один из клубов мира так не работает, и подход «Челси» к формированию состава сначала вызывает удивление, а потом – раздражение. Ведь должна же эта безразмерная копилка когда-нибудь закончиться?
Некоторые клубы уже жалуются АПЛ на расходы «пенсионеров». Ведь многим командам приходится соответствовать правилам финансового фэйр-плей (FFP) УЕФА. Как «Челси» удаеться избегать санкций?
Как много тратить?
Допустим команда А подписывает игрока за 50 миллионов фунтов стерлингов и дает ему пятилетний контракт на сумму 100 000 фунтов стерлингов в неделю. Клуб Б подписывает игрока на условиях бесплатного трансфера и соглашается платить ему 400 000 фунтов стерлингов в неделю. Какой игрок дороже в годовом выражении?
Если вы ответили, что второй клуб больше тратит, то оказались правы. 400 тысяч фунтов в неделю – это 21 млн в год. В то время как общая стоимость амортизированной комиссии за трансфер в размере 50 млн фунтов в течение пятилетнего контракта с заработной платой в размере 100 тысяч фунтов в неделю составляет около 15 млн фунтов в год (10 млн – трансфер и 5,2 млн – зарплата). Команда Б потратила больше.
Поэтому самым дорогим приобретением игрока в истории английского футбола на самом деле мог стать переход Эрлинга Холланда в «Манчестер Сити» летом 2022 года. Для этого нужно учесть огромную зарплату норвежца, бонусы при подписании контракта и агентские гонорары.
В официальных документах отмечено, что «Челси» использовал юридические ограничения амортизации (процесс распределения платы за трансфер на срок действия контракта игрока для целей учета), чтобы увеличить свои расходы. Все январские контракты лондонцев подписаны на семь или восемь лет, что значительно снизило годовую стоимость в бухгалтерских отчетах. Лондонцы заключают соглашения до 2031 года, и общая сумма игрока (плата за трансфер и зарплата) дробится на несколько частей.
УЕФА постановил, что с лета 2023 года трансферные сборы могут амортизироваться максимум в течение пяти лет, независимо от продолжительности контракта. АПЛ воспользуется данной поправкой, но даже с учетом закрытия «лазеек в FFP» амортизация остается мощным инструментом, которая поможет «Челси» увеличить расходы. Лондонцы использовали правило с пользой, прежде чем поправки к документам вступили в силу.
«Челси» не будет играть в еврокубках, так что пока не стоит беспокоиться о том, что клуб попадает под правила УЕФА. Лондонцы рассчитывают вернуться в ЛЧ в следующем сезоне, но конкуренция в АПЛ настолько серьезная, что сделать это будет непросто.
«Челси» продает и покупает игроков. Этого хватает?
За последние три трансферных окна с лета 2022 года лондонцы заработали 250 млн фунтов стерлингов (290 млн евро) на продажах футболистов. 254 млн – на продажах игроков в текущее трансферное окно. Кай Хаверц, Мэйсон Маунт, Матео Ковачич, Эдуард Менди, Калиду Кулибали и Кристиан Пулишич ушли из «Челси» летом 2023 года.
Почти 300 млн евро на продажах – это много, но даже и близко не 1 млрд евро, который «Челси» потратил на закупку. Но для учета это и не требуется. Трансферные расходы за продажу футболистов сразу полностью учитываются в бухгалтерских книгах за вычетом оставшейся амортизированной стоимости игрока.
Хорошей новостью для Тодд Боули стал тот факт, что большинство игроков, которых они продали в летнее трансферное долго выступали за клуб, чтобы оставшаяся балансовая стоимость оставалась на низком уровне.
Трансферы Хаверца, Маунта и Ковачича принесли «Челси» около 116 млн евро бухгалтерской прибыли от продажи игроков. Оценочные амортизированные расходы «Челси» за последние три трансферных окна при Боули составляют 182 млн евро. Такая сумма почти полностью компенсируется бухгалтерской прибылью от продаж игроков в размере 172,84 млн евро за этот же период.
У больших клубов действительно больше маневров на трансферном рынке, чем может показаться на первый взгляд. Оказывается, что «Челси», который потратил около 1 млрд евро на трансферы на массовую закупку игроков, скорее всего, обойдется даже без штрафов. «Пенсионеры» умеют правильно вести трансферную политику.