8 мая 2013 года произошел один из самых знаковых моментов в спорте. Сэр Алекс Фергюсон официально ушел с поста главного тренера «Манчестер Юнайтед». Сенсационная новость, которая до самого последнего момента держалась в тайне.
Спустя 12 лет можно смело утверждать, что эпоха САФа была золотой для клуба. «Красные дьяволы» так и не оправились от ухода великого специалиста. Шотландец по-прежнему остается самым титулованным тренером в британском футболе.
За время, проведенное в «Манчестер Юнайтед», он выиграл 13 титулов АПЛ, пять Кубков Англии, четыре Кубка Лиги, две Лиги чемпионов, Кубок обладателей кубков европейских стран, Суперкубок Европы, Межконтинентальный кубок и Клубный чемпионат мира ФИФА. Можно сказать, что Фергюсон прошел игру.
К этому следует добавить три титула чемпиона Шотландии, четыре Кубка Шотландии, Кубок шотландской лиги, Кубок обладателей кубков европейских стран и Суперкубок европейских стран, которые он выиграл в качестве тренера «Абердина».
В своей автобиографии «Алекс Фергюсон», написанной сэром Алексом, он подробно рассказал, почему решил уйти после почти 27 лет работы на одной из самых сложных и престижных должностей в этом виде спорта.
«Я собираюсь уйти на пенсию», – сказал он своей жене Кэти примерно на Рождество 2012 года.
«Зачем ты это собираешься делать?» — ответила она.
«Кэти, потерявшая сестру Бриджит в октябре и с трудом пережившая эту утрату, вскоре согласилась, что это правильное решение. По условиям контракта я был обязан сообщить клубу до 31 марта, если собираюсь уйти в отставку этим летом».
Так и начался тот самый процесс. Это также стало началом попытки сохранить в тайне одну из самых громких историй эпохи АПЛ.
BBC Sport пообщался с рядом источников в «Манчестер Юнайтед» в то время, чтобы получить представление о процессе, который завершился невероятной ничьей 5:5 в последнем матче Фергюсона в качестве тренера против «Вест Бромвича» 19 мая.
Причем тут «Реал» Мадрид?
В начале 2013 года Фергюсон рассказал исполнительному директору «Манчестер Юнайтед» Дэвиду Гиллу о своих планах.
Изначально Гилл созвал эту встречу, чтобы сообщить Фергюсону о своем уходе.
Проработав с Фергюсоном более десяти лет, Гилл хотел, чтобы тренер одним из первых узнал о намерении уйти в отставку следующим летом. Дэвид надеялся, что отсутствие клубных связей повысит его шансы занять место в влиятельном исполнительном комитете УЕФА.
Однако Гилл был удивлен, услышав от Фергюсона заявление о том, что нынешний сезон станет для него последним на «Олд Траффорд». Новость оставалась в секрете в течение нескольких месяцев.
Спустя долгое время после истечения крайнего срока (31 марта) лишь немногие, включая владельцев «Юнайтед», семью Глейзеров, знали о предстоящем уходе Фергюсона.
5 марта «Манчестер Юнайтед» выбыл из Лиги чемпионов в неоднозначном матче против «Реала». Английский клуб вел в счете, когда вингер «Юнайтед» Нани был удален с поля. На бровке поля Фергюсон был в ярости.
Когда команды вернулись в раздевалку, Гилл пошёл поговорить с Майком Феланом, помощником Фергюсона.
Фелан регулярно заменял Фергюсона в послематчевых интервью BBC во время семилетнего бойкота телеканала, который менеджер объявил из-за спорного документального фильма о его сыне Джейсоне.
Кроме того, единственный раз, когда сэр Алекс проводил отдельные послематчевые пресс-конференции, был после европейских матчей, когда это было предусмотрено контрактом.
Несмотря на важность игры и беспрецедентный характер запроса в европейском контексте, Гилл сказал Фелану, что ему придется занять место расстроенного и разгневанного Фергюсона перед СМИ. Было ощущение, что тренер может сказать что-то, о чем потом пожалеет.
Фелан заявил СМИ, что Фергюсон был «подавлен» и «не в состоянии» разговаривать с прессой после неприятного поражения от мадридского клуба.
Сэр Алекс и Гилл знали, но ни Фелан, ни кто-либо из представителей СМИ не были в курсе, что это поражение означало конец последнего шанса тренера вновь поднять над головой заветный трофей в третий раз. Красивый жест перед уходом на заслуженный отдых.
Ярость и недоверие Фергюсона к действиям турецкого арбитра Джунейта Чакира усиливались осознанием того, что шансов на искупление нет.
Какой был план
Круг доверия расширился лишь в начале апреля. Несколько недель спустя, 22 апреля, «Юнайтед» обеспечил себе чемпионский титул, когда Робин ван Перси оформил хет-трик в матче против «Астон Виллы» (3:0).
Ван Перси купили у «Арсенала» прошлым летом, получив личные заверения от Фергюсона о том, что он не планирует уходить в отставку. Но шотландец передумал, и этот успех в борьбе за титул проложил путь к реализации плана.
В то время не было никакой гарантии, что «Манчестер Юнайтед» организует парад на автобусах с открытым верхом в честь победы в АПЛ. У клуба не было ни одного титула после победы в АПЛ и Лиге чемпионов в 2008 году, ни в следующем сезоне, когда они стали чемпионами и вышли в финал ЛЧ.
Но если учесть, что «Манчестер Сити» отпраздновал свой успех 12 месяцев назад парадом, ничего необычного в том, что «Юнайтед» заявил о своем желании провести подобный парад, не показалось странным.
Руководство приказало выложиться на максимум. В конце концов, организаторам сообщили, что это юбилейный, 20-й чемпионский титул. За этим стремлением стояло понимание того, что это также будет последний чемпионский титул для Фергюсона.
О реальном положении дел знало почти никто. Объявление об уходе Фергюсона было назначено на утро среды, 8 мая. Во вторник утром было созвано совещание для различных сотрудников.Им сказали готовиться к важному объявлению, насколько это вообще возможно. Тон разговора направили на то, чтобы заставить людей поверить, что это связано с трансфером или спонсорством.
Но в конце встречи одинокий голос твердо заявил: «Король мертв, да здравствует король». Присутствующие, знавшие об уходе Фергюсона, были в шоке. Это не было сказано прямо, но ничто не могло дать более ясного представления о том, что вот-вот произойдет.
После окончания собрания слухи распространились сначала по тренировочной базе «Юнайтед» в Каррингтоне, а затем и за его пределы. Постепенно информация просочилась и в саму команду – после посещения игроками благотворительного турнира по гольфу.
По мере того как ходили слухи, осведомленные сотрудники поняли, что их секрет ускользает от них. Высокопоставленные члены тренерского штаба получили текстовые сообщения, информирующие их о сплетнях, связанных с днем игры в гольф.
Ключевым сотрудникам приказали явиться на стадион «Олд Траффорд» к 6:00 по британскому летнему времени следующего дня. Некоторые из них, хорошо ладившие со СМИ, были завалены звонками и в итоге даже выключили телефоны.
Объявление сенсационной новости
Позже тем же вечером в интернете появились сообщения о скором уходе Фергюсона. Первой об этом сообщила газета The Telegraph, но почти сразу же за ней последовали остальные издания. К следующему утру сообщения уже транслировались по радио и телевидению.
Фергюсон был недоволен. Он хотел, чтобы информация исходила от него самого. Когда на работу пришли сотрудники, с которыми тренер тесно сотрудничал, он попросил о встрече с ними. Сэр Алекс извинился за то, как была распространена информация, но подтвердил, что уходит в отставку. Встречи были короткими, не более 10 минут.
В предыдущие месяцы Фергюсон принимал участие в многочисленных встречах, посвященных обсуждению предсезонной поездки в Австралию летом и предстоящего сезона. Он был здоров. Ничто не предвещало того важного решения, которое принял прославленный специалист.
Затем Фергюсон отправился к своим игрокам. В то же время готовилось официальное объявление. Реакция игроков была типичной для группы молодых людей, к которым обращается более старший. Раздавалось множество шуток о том, что в будущем в раздевалке не будет церемоний ругани, о том, как они обрадовались уходу Фергюсона, и о прогнозах, что он все равно передумает и вернется в следующем сезоне.
На «Олд Траффорд» царила более серьезная и напряженная атмосфера. Большое количество сотрудников, прибывших заранее, насторожило сотрудников службы безопасности, указав на надвигающуюся серьезную ситуацию. Это лишь подтвердило то, что они читали и слышали в СМИ.
День, когда сэр Алекс подал в отставку
Тех, кто отвечал за публикацию информации, отвели в ложу № 30, или «оперативный штаб», как его называли внутри клуба, на первом ярусе Восточной трибуны. Это самая приватная VIP-ложа на стадионе. Совсем недавно ее можно было увидеть в рекламном видеоролике, снятом Фергюсоном вместе с совладельцами «Рексема» Райаном Рейнольдсом и Робом МакЭлхенни для освещения предсезонной встречи клубов в Сан-Диего в июле этого года.
Детали пресс-релиза были окончательно согласованы всего за 10 минут до его публикации.
Само заявление, содержащее цитаты Фергюсона, Гилла и сопредседателей Джоэла и Аврама Глейзеров, проверили несколько раз, чтобы убедиться в его правильности. Все участники понимали масштаб последствий нажатия кнопки «Отправить».
И действительно, на некоторое время сайт «Юнайтед» не справлялся с наплывом посетителей, который парализовал его работу.
Вернувшись в столовую в Каррингтоне, Фергюсон в сопровождении сына Джейсона обратился к оставшимся сотрудникам. Это было эмоциональное утро. Ему несколько раз приходилось сдерживаться, чтобы закончить свою речь. Неудивительно, что после своих многочисленных выступлений он почувствовал необходимость вернуться домой в Уилмслоу, чтобы привести мысли в порядок.
Четыре дня спустя были опубликованы окончательные программные заметки Фергюсона. В отличие от некоторых менеджеров, которые не пишут и даже не читают их, он всегда обдумывал, какое послание хотел донести.
Сейчас самое подходящее время. Для меня было важно оставить организацию в наилучшем возможном состоянии, и я считаю, что мне это удалось.
Фергюсон отдал дань уважения своей жене и семье, игрокам и сотрудникам, легенде клуба и другу сэру Бобби Чарльтону, Джилл и семье Глейзеров.
В заключение он поблагодарил болельщиков:
Для меня было большой честью и огромной привилегией иметь возможность руководить вашим клубом, и я очень дорожил временем, проведенным на посту менеджера «Манчестер Юнайтед.
Перед началом матча прозвучали песни Фрэнка Синатры «My Way» и Нэта Кинга Коула «Unforgettable».
Он вышел под проливной дождь и был встречен приветственными овациями переполненного стадиона. Продавцы сувенирной продукции вокруг «Олд Траффорд» оперативно приступили к изготовлению памятных футболок в преддверии последнего домашнего матча Фергюсона против «Суонси».
Как обычно, Фергюсон взял микрофон и заявил, что «у него нет сценария в голове, я просто буду болтать без умолку», прежде чем, на протяжении четырех минут, подобрать нужные слова, включая «Вы стали самым фантастическим опытом в моей жизни» и «Ваша задача теперь – поддержать нашего нового тренера». Затем его внуки сопровождали его во время последнего круга по стадиону.
Неделю спустя, в матче с «Вест Бромвичем», всё действительно закончилось. Игра, кстати, получилась знатной. «Манчестер Юнайтед» – «Вест Бромвич Альбион» (5:5).
Игроки «Юнайтед» подарили Фергюсону часы Rolex 1941 года выпуска, в честь года его рождения. Они также подарили ему книгу фотографий, запечатлевшую его время в «Юнайтед». В ней были снимки семьи великого тренера, которая была с ним в тот знаменательный последний день на стадионе «Хоторнс».
Накануне игры он поужинал со своим тренерским штабом, хотя, учитывая уровень неопределенности, который испытывали некоторые из них, настроение было скорее задумчивым, чем праздничным.
Сообщается, что перед матчем Фергюсон вел себя в раздевалке расслабленно, но в целом его поведение было обычным для игрового дня.
До прихода в футбол сэр Алекс был профсоюзным представителем на судостроительных верфях Глазго, и в своей последней командной речи он сосредоточился на ценностях рабочего класса. Он призвал своих игроков проявлять индивидуальность, играть в стиле «Манчестер Юнайтед» и играть на победу.
Он пошутил с четвертым арбитром Крисом Фоем, проходя через почетный караул, сформированный игроками обеих команд. Как обычно, он сидел на скамейке запасных между Феланом и тренером первой команды Рене Мёленстеном.
В этот момент он, как обычно, с досадой жевал жвачку, наблюдая, как Ромелу Лукаку оформил хет-трик, а «Вест Бромвич» отыгрался со счета 5:2 и добился ничьей. Однако, как заметили окружающие, привычного гнева не было.
После финального свистка Райан Гиггз вытолкнул Фергюсона перед игроками, чтобы тот поприветствовал болельщиков гостей.
Вернувшись в раздевалку, Гиггс размышлял о том, каким нелепым был результат, и, поскольку тогдашнего тренера «Эвертона» уже активно называли преемником Фергюсона, пошутил: «Дэвид Мойес только что подал в отставку».
Тренерский штаб Фергюсона побеседовал с главным тренером «Вест Бромвича» и своим соотечественником Стивом Кларком, который в программке к игре написал: «Масштаб и красноречие высказанных в его адрес слов говорят сами за себя о масштабе его вклада в футбол».
«Вест Бромвич» предпринял беспрецедентный шаг, включив в программку к матчу поразительный 40-страничный документ, посвященный Фергюсону. Позже они разослали официальные составы команд, все подписанные игроками.
Конец эпохи
Оглядываясь назад, можно сказать, что «Юнайтед» допустил ряд ошибок.
В тот вечер полдюжины ключевых сотрудников собрались за выпивкой на окраине Манчестера, чтобы обсудить произошедшее и дальнейшие планы «Юнайтед». Крупных совещаний для определения будущего не планировалось.
Вполне объяснимо, что Фергюсон решил полностью отойти от дел, чтобы его присутствие не ограничивало Мойеса, когда тот возглавил команду.
Невероятно, но «Юнайтед» не выкупил у Мойеса оставшуюся часть его контракта с «Эвертоном» . Только 1 июля (через полтора месяца после последнего матча Фергюсона) он смог полноценно приступить к работе.
Мойес впервые встретился с представителями СМИ несколько дней спустя, вместе с Неманьей Видичем на пресс-конференции, посвященной предсезонному турне клуба. Но Дэвиду уже приходилось наверстывать упущенное, и он так и не смог вернуться на прежний уровень.
В течение 12 месяцев, помимо Фергюсона, Гилла и Скоулза, клуб покинули Фелан, Меуленстен, тренер вратарей Эрик Стил, Фердинанд, Видич и защитник Патрис Эвра. Гиггс завершил карьеру. В течение двух лет ушли также уважаемый тренер молодежной команды Пол Макгинесс и директор академии Брайан Макклэр.
Это действительно был конец эпохи. «Юнайтед» уже никогда больше не был прежним.