«Спартак» и «Манчестер Юнайтед» – два клуба-побратима. Они много раз становились чемпионами в своих странах, но об этом уже не все помнят. Сейчас у них есть игровые проблемы (причем московского коллектива это касается в меньшей степени), но это самые популярные команды в стране, у которых огромные фан-базы болельщиков. О них регулярно пишут в прессе и соцсетях.
«Юнайтед» набрал всего 10 из 21 возможного очка и расположился лишь на десятой строчке турнирной таблицы АПЛ. Однако у команды есть не только проблемы с игрой, но и со стадионом.
Пятилетка за четыре года! Не успеют
Прошло почти семь месяцев с тех пор, как «МЮ» объявил о своих планах строительства нового амбициозного стадиона на 100 000 мест на том же месте, что и «Олд Траффорд». Мы посмотрели эффектный видеоролик, представленный известным архитектором Норманом Фостером. В марте 2025-го владелец клуба Джим Рэтклифф пафосно заявил:
Сегодня начинается невероятно захватывающий путь к созданию того, что станет величайшим футбольным стадионом в мире.
Однако этот путь оказался медленным, полным препятствий. Проекту уже приходится бороться со временем, чтобы уложиться в пятилетний срок, которым хвастались Фостер и Рэтклифф, поскольку клубу пока не принадлежит вся земля, на которой построят новую арену. Причем бизнесмен сообщил, что земля оказалась гораздо дороже, чем они изначально предполагали, а разрешения на строительство и даже утвержденного архитектора еще нет.
Кроме того, проект стадиона грозит оказаться менее ярким и амбициозным, чем он казался на церемонии открытия. Гигантский навес, покрывающий сооружение и являющийся по сути уникальной особенностью всего проекта, может быть закрыт.
Спор из-за земли на 469 млн долларов
Главным препятствием для начала строительства стадиона великого клуба является тупиковая ситуация между клубом и Freightliner – транспортной компанией, которой принадлежит железнодорожный грузовой терминал, расположенный на территории, предназначенной для стадиона и прилегающей территории.
В августе 2025-го газета Guardian сообщила, что Freightliner «прижала команду к стенке». Она потребовала 400 миллионов фунтов стерлингов (536 миллионов долларов) за землю, которую Рэтклифф оценивает в 40-50 миллионов фунтов стерлингов (67 миллионов долларов).
Сообщается, что Freightliner готова переехать в соседний Сент-Хеленс, но только по разумной цене, и пока одна из сторон не уступит, проект не сдвинется с мертвой точки. Как мы понимает, что из-за такой разницы во взглядах на конечную цену, стороны еще нескоро придут к какому-то соглашению.
Учитывая, что Рэтклифф провел масштабные сокращения в «МЮ», чтобы добиться экономии, сложно представить, что он уступит требованиям Freightliner и заплатит за землю в десять раз больше своего видения.
Однако у Джима есть важный союзник в лице мэра Манчестера Энди Бернхэма. Он заявил, что Объединенное управление Большого Манчестера может применить постановление о принудительном выкупе при необходимости. В случае успеха постановление позволит «Юнайтед» приобрести землю стоимостью менее 50 миллионов фунтов стерлингов, оставив Freightliner в убытке.
Но в таком случае процесс задержится, ведь реализация подобного плана займет месяцы, а может быть и годы. Наиболее вероятный расклад – стороны достигнут соглашения, которое устроит всех.
«Знаменитый» купол под угрозой
В клубе утверждают, что проект нового стадиона может создать до 92 тысяч новых рабочих мест, привести к строительству 17 000 домов и привлечь дополнительно 1,8 миллиона человек в этот район. По оценкам, весь проект принесет экономике Великобритании 7,3 миллиарда фунтов стерлингов (9,8 миллиарда долларов США) в год.
Однако рост стоимости земли заставил «Юнайтед» пересмотреть некоторые аспекты проекта. В прошлом месяце издание Athletic сообщило, что «МЮ» разработал проект без огромного навеса, который должен был накрыть стадион, что потребовало бы от компании выкупить меньшую часть земли, принадлежащей Freightliner.
Стоимость одного только навеса оценивалась примерно в 350 миллионов фунтов стерлингов (470 миллионов долларов США), а это почти столько же, сколько компания Freightliner просит за землю.
Хотя болельщики соперников и высмеивали навес, сравнивая его с цирковым шатром, трудно отрицать тот факт, что без него стадион станет менее уникальным и впечатляющим. Для Фостера и Рэтклиффа это был ключевой элемент, делавший стадион эксклюзивным проектом.
Рэтклифф рассказал, что попросил Фостера «построить самый культовый футбольный стадион в мире».
Это должен был быть стадион, узнаваемый во всем мире. Мы сказали Норману, что нам нужен объект, который любой человек в мире, увидев, сразу поймет, что это стадион «Манчестер Юнайтед». Это больше, чем просто новая арена. Все знают Эйфелеву башню, все хотят ее посетить. Все в мире захотят посетить наш стадион. Я считаю, что дизайн заслуживает 10 из 10. Я считаю, что это действительно особенный проект.
Финансовые проблемы: долги и обязательства
Помимо неопределенности с покупкой земли и навесом, есть и более глобальные сложности. А как клуб планирует финансировать строительство арены? Клуб оценивает стоимость стадиона в 2 млрд фунтов стерлингов (2,7 млрд долларов), что вдвое превышает стоимость стадион «Тоттенхэма», который является самым дорогим стадионом, построенным в Великобритании.
От внимания многих экспертов СМИ и болельщиков не ускользнул тот факт, что Рэтклифф объявил о планах по строительству прибыльного стадиона на следующий день после того, как сообщил, что клуб находится на грани исчерпания денежных средств, прежде чем он принял меры по сокращению расходов.
В Ineos мы управляем бережливой организацией. Как говорила моя мама, если заботиться о пенни, фунты сами о себе позаботятся. Мы можем легкомысленно относиться к бесплатным обедам, но если вы предоставляете все эти льготы, проезд в первом классе, бесплатное такси, это будет непоследовательно. На Рождество все обанкротится.
Рэтклифф никогда не поднимал вопрос о том, как будет финансироваться строительство стадиона, а исполнительный директор «Юнайтед» Омар Беррада обошел этот вопрос стороной, заявив журналистам в марте:
Мы рассматриваем все варианты. Считаем это очень привлекательной инвестиционной возможностью, поэтому уверены, что сможем найти способы его финансирования.
Очевидный способ финансирования – банковские кредиты, поскольку «Тоттенхэм» вложил в свою арену 1 млрд фунтов стерлингов (1,3 млрд долларов). Но между финансовым положением двух клубов существенная разница. У лондонской команды практически не было долгов до строительства стадиона. «Юнайтед», напротив, погряз в долгах с тех пор, как семья Глейзеров завершила выкуп с использованием заемных средств в 2005 году.
Согласно последним отчетам, общая задолженность «МЮ» составляет 1,1 млрд фунтов стерлингов (1,5 млрд долларов США), а общий долг – 637 млн фунтов стерлингов (853 млн долларов США). Это самый высокий показатель среди клубов АПЛ. Увеличение долга из-за строительства стадиона приведет к еще большему росту текущей процентной ставки клуба. Но даже при тревожном уровне задолженности у «Юнайтед» хватит средств на финансирование проекта.
Однако не все так плохо. Есть стабильные инвесторы. Это банки, пенсионные фонды и фонды прямых инвестиций. Они ищут активы, способные обеспечить долгосрочную окупаемость долгового финансирования, а огромный стадион вместимостью 100 000 человек, который будет заполнен на каждой игре, представляет собой чрезвычайно прибыльную возможность.
Однако уже сейчас ясно, что к 2030-му году фанаты «МЮ» не увидят новый стадион, который будет заменой легендарному «Олд Траффорд». Слишком много подводных камней и противоречий есть в проекте. И складывается такое впечатление, что сиюминутной экономией на комфорте сотрудников вряд ли можно накопить на арену, которая стоит 2,7 млрд долларов.