Всё о спорте
Крах «поднебесной империи»: почему проект китайской Суперлиги оказался неудачным
Крах «поднебесной империи»: почему проект китайской Суперлиги оказался неудачным
Саудовская Про-Лига может повторить грустный китайский опыт.

В 2023 году футбольный мир открыл для себя Саудовскую Аравию – местную Про-лигу. Оказывается, местные шейхи готовы тратить баснословные деньги, чтобы переманить таких суперзвезд как Криштиану Роналду, Карим Бензема, Н’Голо Канте. В 2024-м саудовцы предлагали сказочный контракт Винисиусу Жуниору из «Реала». Бразилец прекрасно чувствует себя в Мадриде, но призадумался о том, чтобы заработать на несколько поколений за несколько лет.

Саудовская Аравия – это не первый проект, когда страна вкладывала огромные средства, несмотря на отсутствие реальных достижений. Возвращаемся в 2016 год. Жозе Моуринью присоединился к «Манчестер Юнайтед», а Неймар все еще был в «Барселоне». На арене появилась китайская Суперлига и произвела настоящий фурор в мире футбола.

Оскар

В 2015 году клубы из дивизиона Юго-Восточной Азии оказались на пятом месте по величине трат. Это больше, чем французские, португальские и российские клубы. Оскар поразил всех, когда покинул «Челси» ради «Шанхай Порт» (раньше – «Шанхай СИПГ»). Антонио Конте даже предупредил :

Китайский рынок представляет опасность для всех. Не только для «Челси», но и для всех команд мира.

В конечном итоге проект не выдержал проверку временем, так что паника Конте оказалась преждевременной.

Мотивы создания китайской Суперлиги

Причина внезапного притока инвестиций в спорт во многом кроется в любви к игре китайского лидера Си Цзиньпина. Он видел в футболе средство установления власти над западными странами. Концепция использования спорта для достижения доминирования страны возникала неоднократно на протяжении всей истории. Наиболее заметно это было на Олимпийских играх 1936 года, когда Адольф Гитлер пытался использовать мероприятие для продвижения правительства и идеалов расового превосходства и антисемитизма.

Си Цзиньпин

Цели Цзиньпина были понятны. У него была трехступенчатая программа к успеху. Си хотел увидеть, как Китай квалифицируется на свой первый чемпионат мира с 2002 года, планировал привезти мундиаль в страну и даже завоевать золото. Чтобы достичь этого, Цзиньпин приступил к включению футбола в более заметную роль в образовательную систему школ, а также вкладывал ресурсы в развитие китайской Суперлиги.

Произошла реструктуризация футбольной пирамиды в стране, и команды получили доступ к крупным суммам денег, поскольку стремились привлечь крупнейших мировых звезд.

Подписание Оскара, Халка, Карлоса Тевеса и других звезд

В 2016 году китайские клубы Суперлиги потратили более 1 млрд евро для привлечения новых талантов лиги. Расходы продолжались и в следующем году, а совокупные траты в зимнее трансферное окно 2016/17 превысили расходы клубов АПЛ.

Одним из первых заметных имен, кто отправился в Поднебесную, был Халк из «Зенита». Фанатам казалось, что бразилец покажет темп и мощь и перейдет в один из топовых европейских клубов. Но каково было всеобщее удивление, когда форвард присоединился к бразильскому контингенту, который проживал в Китае. Позже Халк рассказал, что и в Россию он приехал за деньгами. Так что не стоит удивляться, что мощный форвард отправился в Поднебесную на заработки.

Оскар

В январе 2017 года в Китай приехал Оскар, а «Шанхай Порт» заплатил за игрока 70 млн евро. Эта сумма так и осталась самой крупной в истории китайского первенства.

Затем последовали еще более узнаваемые имена. Джексон Мартинес, Маруан Феллайни, Паулиньо и другие неплохие игроки обменяли многообещающие карьеры в Европе на выгодные контракты в самой густонаселенной стране мира. Однако «китайский бум» продлился недолго.

Торможение развития местных талантов

В Китае существовали правила, которые ограничивали количества иностранных игроков в команде. Местное руководство справедливо считало, что лига пресыщается зарубежными звездами, и это мешает прогрессу местных талантов.

Карлос Тевес подлил масла в огонь, когда посмеялся над своим пребыванием в КНР:

Я провел семь месяцев в отпуске в Китае. Тренер и президент «Шанхая» вправе меня критиковать, я не знал, что там делаю.

У Тевеса были непростые времена в «Шанхай Шэньхуа» после переезда в Китай, ведь он стал самым высокооплачиваемым игроком в мире. Комментарии аргентинца не только расстроили китайскую нацию, но и подчеркнули, что лига неконкурентоспособна и в ней нет реального развития китайских талантов.

Карлос Тевез

В последующие годы масштабы расходов резко сократились. В 2018 году в Китае ввели новый налог, чтобы ограничить чрезмерные расходы китайских футбольных клубов на иностранных игроков. Постановление предписывало, что любой клуб, тратящий более 5 миллионов фунтов стерлингов на иностранных игроков, должен выплатить соответствующую сумму Китайской футбольной ассоциации. Этот шаг направили на то, чтобы остановить приток иностранных звезд, ищущих выгодные контракты в Китае.

Такой поворот снизил привлекательность китайских клубов, что привело к снижению посещаемости и финансовым трудностям. Крупные клубы, такие как «Шанхай» и «Цзянсу», столкнулись с проблемами: трудностями с обязательствами по зарплате и отсутствие поддержки богатых владельцев.

Халк

Пандемия COVID-19 ухудшила ситуацию: вызвала коллапс на рынке недвижимости и побудила владельцев клубов-миллиардеров прекратить финансирование. В результате такие клубы, как «Цзянсу Сунин», несмотря на победу в китайской Суперлиге, не смогли финансово себя обеспечить и прекратили существование.

С уходом многих ведущих имен, кажется, что привлекательность лиги полностью исчезла. Китай утратил вес в мировом футболе, а мы увидели все лучшее, что могла предложить местная лига. Схема с подписанием мировых звезд провалилась.

Снова проведем аналогию с Саудовской Аравией. Если в 2023-м лига гремела на трансферном рынке, то в 2024 году клубы вели себя куда скромней. Видимо, даже у саудовских шейхов есть определенный финансовый лимит.