В летнее межсезонье 2025 года «Ливерпуль» закупился на почти 500 млн евро, побив трансферный рекорд. Сразу два игрока стоили больше сотни миллионов. Однако далеко не все дорогие футболисты в истории добились серьезного успеха в своих новых клубах.
Четыре игрока за 100 млн евро – провалились, двое – не принесли команде трофей
Одиннадцать футболистов были проданы за 100 миллионов фунтов стерлингов и более, и провалов было больше, чем явных плюсов. Переход Антуана Гризманна в 2017 году из «Атлетико» (Мадрид) в «Барселону» (120 млн евро) провалился, а опыт его преемника Жоау Феликса (128 млн евро), перешедшего в «Атлетико» (Мадрид) из «Бенфики», также оказался разочаровывающим.

Трансфер Филиппе Коутиньо из «Ливерпуля» в «Барселону» за 160 млн евро оказался явным провалом. Бразильца отдали в аренду в «Астон Виллу», где он стал заменой Джека Грилиша. Англичанин принес «Астон Вилле» более 120 млн евро, но не принес существенной пользы «Манчестер Сити».
Неймар (222 млн евро) и Килиан Мбаппе (180 млн) остаются на первом и втором месте в списке соответственно. И хотя их статистика забитых голов и количество титулов в Лиге 1 выглядят впечатляюще, в конечном счете «ПСЖ» добился своего долгожданного успеха в Лиге чемпионов только после ухода дорогостоящих футболистов.
В списке также два летних приобретения «Ливерпуля»: Александр Исак (142 млн евро, третий результат в истории) и Флориан Вирц (132 млн евро). Пока рано делать окончательные выводы, но на данный момент ни один из них не входит в основной состав «Ливерпуля». Главному тренеру «красных» Арне Слоту сложно интегрировать их в команду, не нарушая при этом структуру и баланс состава.

Кто из игроков за 100 млн евро добился успеха
Энцо Фернандес (120 млн евро), Деклан Райс (119,7 млн евро) и Мойзес Кайседо (131 млн евро) – универсальные полузащитники. Они не всегда играют в ожидаемых зонах для своего амплуа, и иногда делают то, чего фанаты не ждут.
Фернандес ворвался на мировую арену на мундиале 2022 года. Он пришел, чтобы стабилизировать игру сборной Аргентины, потерпевшей сенсационное поражение от Саудовской Аравии. Он обладает не только хорошим пасом, но и разрушительными качествами – никто на турнире не совершал столько подкатов на своей трети поля. В «Челси» играло множество крепких и надежных опорников, так что переход Энцо напрашивался. Тогда в лондонском клубе уже царил порядочный хаос. Аргентинец стал одним из немногих оплотов стабильности.

Изначально Фернандес играл именно в опорке. Но он впечатляет своей игрой в выдвинутых зонах. За четыре сезона в «Челси» Энцо прошел путь от нуля голов за игру до 0,1, 0,2, 0,4. Его показатель ударов в створ ворот вырос с 0,2 до 0,5, 0,6, 1,0. Недавний гол Фернандеса в ворота «Бернли», когда он реализовал удар с близкого расстояния, отличался от того, что мы ожидали, когда он присоединился к команде, но это типично для его игры сейчас. Он играет скорее роль Фрэнка Лэмпарда, чем Клода Макелеле.
Главный тренер «Челси» Энцо Мареска не скрывает восхищения Фернандесом.
Энцо может играть на разных позициях: как на позиции «шестерки», так и атакующего полузащитника. Мы использовали его в 90% игр в качестве атакующего полузащитника, и я считаю, что Энцо очень хорош на этой позиции. Но это немного зависит от плана на игру.
Схема определила точную роль партнера Фернандеса по полузащите, Мойзеса Кайседо. В «Брайтоне» он считался настоящим универсалом, игроком, способным отбирать мяч в центре поля, а также стремительно врываться в атаку и делать эффективные передачи вперед. Что тогда еще не было очевидно, хотя, возможно, прослеживалось, что Кайседо отлично подходил для необычной роли «полузащитника», которая подразумевает игру на позиции правого защитника без владения мячом, но в центре полузащиты, когда мяч достается «Челси».

Мареска неоднократно применял этот подход в прошлом сезоне и повторил его в матче с «Аяксом» (5:1) в прошлом месяце. «Челси» забил пять голов к 48-й минуте (один из них – Кайседо), а затем остановился. Мойзес диктовал игру из глубины полузащиты, а затем совершал рывки к зоне правого защитника.
Когда Деклан Райс только начинал карьеру в «Вест Хэме», возник вопрос, станет ли он центральным защитником или опорным полузащитником в долгосрочной перспективе. Когда же его связывали с возвращением в «Челси», откуда его отчислили еще подростком, в команде считали, что англичанин, скорее, защитник.
Когда Райс перешел в «Арсенал», то все еще казалось маловероятным, что он будет играть такую разностороннюю роль. Футболист практически не выходил на позиции опорного полузащитника, несмотря на то, что у лондонцев эта роль не была определена — Томаса Парти и Жоржиньо этим летом заменили Мартин Субименди и Кристиан Норгаард. Никто не думал, что Райс будет играть статичную позицию «шестерки», поскольку он стал настоящим специалистом в роли «восьмерки» слева.

Тем не менее, выступление Деклана в убедительной победе «Арсенала» над «Тоттенхэм Хотспур» со счетом 4:1 в прошлые выходные было интересным – иногда он получал мяч между своими центральными защитниками, а в следующий момент врывался за спину соперника, создавая шансы для партнеров.
Вся тройка вышеперечисленных футболистов лишь выиграла от того, что центральным полузащитникам дали больше свободы, чем пару сезонов назад. Теперь существует менее четкое разграничение на опорных и атакующих полузащитников. Вместо этого возродилась популярность футболистов, которых можно назвать полузащитниками box-to-box («от штрафной до штрафной»).
Нападающие, подписанные за 100 млн евро и более, автоматически считаются игроками, ради которых некоторые тренеры ломают успешные схемы. История показывает, что лучший способ потратить 100 млн евро – это приобрести перспективного универсального полузащитника, который достаточно молод, чтобы сформироваться в соответствии с потребностями команды, и достаточно универсален, чтобы выходить на разных позициях.